На третий день после смерти человека каждый православный христианин проходит процесс церковного отпевания и погребения. Отпевание является заупокойным богослужением, которое совершается над телом покойного.
Значение церковного отпевания богослужения столь значимо, что в древности его относили к церковным Таинствам и придавали богослужению мистическое значение. Это на самом деле так. Кроме привычных заупокойных молитв, над телом умершего священник читает разрешительную молитву, в которой покойному прощаются бывшие на умершим клятвы, грехи, в которых он успел при жизни покаяться, будучи на исповеди или забыл по неведению покаяться, и умершего с чистой совестью отпускают в иной мир. Текст прочитанной молитвы здесь же влагается в правую руку покойного его близкими и родными. Если молитву не читал священник, и она была просто вложена родственниками покойного в его руку, то такая молитва не имеет никакой силы и не играет никакой роли.
Церковное отпевание должен проводить только православный священник, который имеет преемственную апостольскую благодать вязать и решить человеческие грехи. О мистическом значении и силе церковного отпевания рассказывают о многочисленных случаях, когда покойные являлись к родным и близким с просьбой провести богослужение.
Без церковного отпевания душа православного христианина не сможет найти покоя. И если по причине отсутствия священника или самого тела нет возможности совершить очное отпевание, то нужно провести отпевание в церкви заочно. Землю, полученную после церковного отпевания, нужно крестообразно высыпать на могилу человека, произнося при этом слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Отпевание не проводится при погребении некрещеных людей, которые принадлежат к православной Церкви. Близкие и родные покойного в таком случае сами молятся за него дома, подают ради них милостыню, на исповеди каются, что не содействовали крещению покойного. Некоторые люди считают, полезным за умерших некрещеных чтение канон мученику Уару, которому была предоставлена благодать «умолити за умершия Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти Святаго Крещения».
Не отпеваются также люди не православной веры, крещенные, но после отрекшиеся от своей веры, ведущие до дня своей смерти богоборческую жизнь или люди, которые указали в завещании, что их не следует отпевать после смерти. Не отпеваются также самоубийцы, которые могут быть отпеты, если человек был при совершении самоубийства в невменяемом состоянии. Отпевание в таком случае происходит лишь по благословению правящего архиерея, для чего на имя правящего архиерея пишется прошение с развернутым описанием причины смерти.
О самоубийце нужно читать домашние молитвы. Так, по благословению священника можно читать Евангелие или Псалтирь или канон «О самовольно жизнь скончавших». Но стоить помнить, что молитвы за самоубийц вызывают мистическую ругань со стороны демонов на читающего молитву, поэтому необходимо правильно рассчитывать собственные духовные силы и читать молитву лишь по благословению духовника. Ощутимую помощь душе грешника оказывают милостыня и прочие добрые дела в память. Не стоит об этом забывать!
Не отпеваются в церкви также убитые во чреве младенцы и мертворожденные дети, так как они не были приобщены к православной Церкви через Таинство Крещения. Бытует мнение, что нельзя также отпевать женщин, которые скончались при родах или во время 40-дневного послеродового очищения. Это неверно. Не отпевают в церкви также умерших от инфекционных заболеваний. Отпевать их разрешается лишь дома или же на месте непосредственного погребения. Самое же правильное решение в данном случае – это совершить обряд отпевания заочно. Перед внесением гроба у умершего развязывают ноги и руки. Гроб заносят в храм вперед ногами. В церкви тело покойного ставят лицом к алтарю — головой — к западу, а ногами на восток — к алтарю.
При совершении отпевания близкие и родные покойного стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником. Если в церкви в одно и то же время отпевают нескольких человек, то это не должно смущать родственников. Лучше без спешки совершить отпевание сразу нескольких покойных, чем торопливо, но одного. Не должно смущать родных и перечисление вместе с именем их родственника и других имен покойных, для которых также в это время было заказано заочное отпевание.
При прощании с покойным, провожающие его в подземный мир, тушат свечи, обходят гроб с телом умершего, совершают с поклоном крестное знамение, просят у покойного прощения за причиненные ему при жизни обиды, целуют венчик на лбу и икону, которая покоится на его груди. После прощания с почившим икона из гроба вынимается, тело закрывается покрывалом полностью, священник крестообразно посыпает его землей и говорит: «Господня земля и исполнение ее вселенная и вси живущие на ней». После этого гроб закрывают крышкой и больше не открывают. Выносят из храма гроб лицом к выходу (то есть ногами вперед). При этом поется «Трисвятое».